Главная
 
Lexus
RX300
1. Введение
2. Органы управления и приёмы эксплуатации
3. Настройки и текущее обслуживание автомобиля
4. Двигатель
5. Системы охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
6. Системы питания и выпуска отработавших газов
6.1. Система питания
6.2. Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов
6.2.1. Общая информация
6.2.2. Проверка системы PCV
6.2.3. Проверка системы EVAP
6.2.4. Проверка каталитических преобразователей
7. Системы электрооборудования двигателя
8. Автоматическая трансмиссия и межосевой дифференциал
9. Трансмиссионная линия
10. Тормозная система
11. Подвеска и рулевое управление
12. Кузов
13. Бортовое электрооборудование
14. Принципиальные схемы электрических соединений
 

6.2.1. Общая информация

Общая информация

Система выпуска ОГ

Система выпуска отработавших газов состоит из выпускных коллекторов, приёмных труб, каталитических преобразователей, глушителей и выпускной трубы.

Системы снижения токсичности отработавших газов

Компоненты систем снижения токсичности ОГ

1 — Вакуумный ресивер
2 — Клапан PCV
3 — VSV системы EVAP
4 — Сервисный штуцер системы EVAP
5 — VSV клапана CCV
6 — Нижний каталитический преобразователь
7 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1
8 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2
9 — Линия продувки
10 — Линия подачи воздуха

11 — Датчик давления топливных испарений
12 — Линия системы EVAP
13 — Линия вентиляции
14 — VSV клапана продувки адсорбера
15 — Крышка заливной горловины топливного бака
16 — Заливная горловина топливного бака
17 — Шланг сброса воздуха
18 — Угольный адсорбер
19 — Топливный бак
20 — Клапан отсечки
21 - Контрольный клапан уровня топлива

Схема работы систем снижения токсичности ОГ

1 — Сервисный штуцер системы EVAP
2 — Датчик давления топливных испарений
3 — Линия продувки
4 — VSV системы EVAP
5 — Линия системы EVAP
6 — Линия вентиляции
7 — Угольный адсорбер
8 — Топливный бак
9 — Шланг сброса воздуха
10 — VSV клапана продувки адсорбера

11 — Линия подачи воздуха
12 — VSV клапана CCV
13 — Воздухоочиститель
14 — Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 2 (датчик качества смеси)
15 — Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 1 (датчик качества смеси)
16 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1
17 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2
18 — Лямбда-зонд 2
19 - Нижний каталитический преобразователь

Принцип функционирования системы управления двигателем построен таким образом, чтобы получать максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и содержании токсичных составляющих в ОГ. Система улавливания топливных испарений (EVAP) предотвращает попадание последних из топливного бака в атмосферу. Установлена также система вентиляции картера (PCV).

Система управляемой вентиляции картера (PCV)

Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.

Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).

Система улавливания топливных испарений (EVAP)

Система EVAP предназначена для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов. Заливная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нём собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля, и удерживаются там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка адсорбера. Во время продувки пары топлива подаются через клапан продувки во впускной трубопровод, где они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.

Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.

Каталитический преобразователь и лямбда-зонды

Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу в систему выпуска встроены трёхфункциональные каталитические преобразователи. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включены лямбда-зонды, постоянно информирующие блок управления о составе ОГ. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.

В лямбда-зонд, установленный за каталитическими преобразователями, встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в ОГ. В зависимости от концентрации кислорода меняется выходное напряжение датчика. Если смесь переобогащена (содержание кислорода в отработавших газах очень низкое), лямбда-зонд подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в ОГ происходит скачок в напряжении на лямбда-зонде. Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке качества смеси.

Установлено три лямбда-зонда: по одному перед верхними каталитическими преобразователями (эти лямбда-зонды одновременно являются датчиками качества воздушно-топливной смеси) и один за нижним преобразователем. Этим достигается более точное отслеживание состава ОГ.


« предыдущая страница
6.2. Системы выпуска и снижения токсичности отработавших газов
следующая страница »
6.2.2. Проверка системы PCV